В техникуме созданы специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения среднего профессионального образования, а также лицам с ОВЗ и инвалидностью, обучающимися по программам профессиональной подготовки. Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных адаптированных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение безбарьерного доступа в здания техникума и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии. В структуре техникума работает специальное структурное подразделение – Региональный центр инклюзивного обучения, который решает следующие задачи:
• создание условий для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологий по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения;
• организация проведения профессиональной ориентационной работы;
• организация сопровождения абитуриентов-инвалидов на этапе профориентации;
• социально-психолого-педагогическое сопровождение для разных категорий студентов-инвалидов;
• формирование единой методической базы и единой системы требований и упорядочивания содержательной стороны деятельности педагогов техникума по социально-реабилитационному сопровождению студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• координация межведомственного взаимодействия, в том числе с образовательными учреждениями и организациями для обеспечения качества, доступности и непрерывности процесса образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
В реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования участвуют специалисты по учебной и воспитательной работе, а также привлекаются педагог-психолог, социальные педагоги, специалист по специальным техническим и программным средствам обучения, сурдопедагоги.
Для студентов с ОВЗ и инвалидов в образовательной организации обеспечивается организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, социальное сопровождение учебного процесса.
Организационно-педагогическое сопровождение со стороны сотрудников Регионального центра инклюзивного обучения способствует своевременному и качественному прохождению учебы студента с ОВЗ инвалидов в соответствии с календарным учебным графиком в условиях инклюзивного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение состоит в оказании консультаций и психологической поддержки студентам с ОВЗ и инвалидов в ситуациях личностных, межличностных и учебных затруднений, рекомендаций в части профессионального выбора и становления.
Социальное сопровождение со стороны сотрудников Регионального центра инклюзивного обучения реализует помощь и социальную поддержку студентов с ОВЗ и инвалидов, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Для студентов с ОВЗ и инвалидов организуется волонтерская помощь, обеспечивается их участие в студенческом самоуправлении, в работе общественных организаций, в научной, творческой, спортивной жизни техникума, в культурно-досуговой деятельности, участие в олимпиадах, конкурсах.
Обучение по образовательным программам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в техникуме с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, используя социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.
Рабочие места в учебных кабинетах для студентов с ограниченными возможностями здоровья оборудованы адаптированной мебелью на первом этаже учебных корпусов. В фойе учебных корпусов размещены информационные терминалы «Круст» для инвалидов с любой нозологией (слабовидящие, слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата). Для эффективного обучения студентов с нарушениями зрения активно применяются специализированное компьютерное оборудование для слабовидящих. Рабочие места для студентов данной категории оснащены стационарными и мобильными увеличительными лупами, портативными видеоувеличителями HV-MVC.
Для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха могут быть предоставлены услуги сурдопедагога. На занятиях и лекциях у студентов данной категории используются специальные технические средства – мультимедийное оборудование: телевизоры с большой диагональю, слайд-проекторы с экранами.
Студенты-колясочники обучаются в оборудованной аудитории с адаптированной мебелью (специальная мебель, регулируемая по высоте и наклону), выделенными местами, мультимедийным оборудованием.
Разработана версия сайта техникума для слабовидящих студентов. На сайте создан специальный раздел РЦИО для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, где представлена информация обо всех мероприятиях, проводимых для данной категории студентов.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в техникуме устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, на основании соблюдения принципов здоровье сбережения и адаптивной физической культуры, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой, которые проводятся преподавателями, имеющими соответствующую подготовку. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта.